московского института психоанализа
Секретариат8 (495) 782 3443
Приемная комиссия+7 (499) 249 2000
Единая бесплатная линия8 (800) 555 8004
Подписаться на рассылку

Мир и примирение с логотерапевтической точки зрения

20 сентября 2019
Взгляд логотерапии

В чем и где проходит различие между психологическим и духовным?

Только проявление духовного в человеке делает его человеком. Франкл показывал этот дефицит духовности, в особенности, когда он говорил о психо-биологическом организме. Организм получает эту душу, и только тогда для него открывается возможность стать человеком. Все существа в природе достаточно выживаемы, что довольно сложно в постоянно меняющемся мире, и им для размножения нужны еще и психические силы. А человек имеет еще и духовное измерение, и это не только интеллект, скорее всего не интеллект, а его дух, свобода, ответственность, самодистанцирование, самотрансценденция, воля к смыслу, поиск смысла, для кого-то поиск Бога. И эти духовные силы помогают нам жить по-другому, не просто размножаясь, а переживая любовь. Только мы должны осознавать и различать это хаотическое психодинамическое состояние в себе.

Это касается и несправедливых событий в судьбе, которые могут случаться неожиданно у каждого человека — человек должен быть к ним готовым. Если говорить кратко, то мы постоянно должны следовать и выполнять эти экзистенциальные условия бытия, это невозможно без способности к самодистанцированию, и нам необходимо действовать осмысленно, несмотря на порой слишком тяжелые для нас условия. Иногда события слишком тяжелы, настолько, что впоследствии приходится нам отступать.

Но Франкл показал, что способность к дистанцированию необходима. Есть разные дистанцирования — судьба разлучила его с женой в лагере, это можно назвать дистанцированием, но так же мы можем дистанцироваться сами от некоторых своих переживаний, например, от боли и отчаяния в себе! Мы можем иметь продолжение через свое творчество, через свои творения, и так продолжать себя! И когда Виктор Франкл был в концлагере, он тоже доказал это своей жизнью, ему удалось реконструировать рукопись, которую он написал еще до заточения. Желание и ответственность написать, опубликовать свой труд — это дало ему мужество выдержать все то, что ему пришлось пережить в 3-х лагерях.

Можно еще сказать о важности примирения с тем, что невозможно изменить вовне, в событиях судьбы. Примирение (не важно с чем) необходимо, чтобы дальше выжить, направить силы на ту реальность, которая есть, и действовать исходя из нее.
Возвращаясь к самодистанцированию, можно сказать, что даже у ребенка должна быть способность к нему. Это самое дорогое этическое богатство человека, то что мы передаем как способность следующему поколению.

Способность к самотрансценденции, она тоже есть у детей — мы используем эти человеческие способности для проживания и продолжения рода. Мы должны учитывать разные ситуации жизни, в которых бываем и где мы выполняем разные роли, поэтому нам требуется самодистанцирование!

Нам важна сильная концентрация и присутствие духа! Еще раз подчеркну, что речь не идет об интеллекте, а о духе — как о внутреннем полном присутствии человека в том, чем он занимается в своем сегодняшнем дне.

У человека, особенно невротического человека, в жизни присутствуют два хищника

1. Опыт прошлого, когда пациенты, например, говорят:

  • я вижу, как моя сестра несправедливо пыталась выигрывать у меня судебный процесс за наследство;
  • в фирме меня использовали и недостаточно оплачивали мой труд, в результате я потратил свое здоровье;
  • или я лишь хотела получить удовольствие, за что теперь я так страдаю.

Все эти три личности не смотрят в настоящее, они «копают» свое прошлое и не присутствуют в настоящем в жизни. Они продолжают искать шансы для прошлой ситуации, которых в настоящем уже не осталось, возможности ушли с прошлой ситуацией, сейчас есть возможности настоящего, к которым эти люди обратиться не могут — сил не осталось, все сожрали хищники.

2. Страх перед будущем пожирает наше присутствие духа и не остается сил бороться за себя настоящего и отстаивать настоящего себя, становиться настоящим!

Так пациенты слишком забегают вперед, например, они жалуются:

  • я не представляю, как мне перенести этот предстоящий финансовый кризис;
  • мой муж плохо со мной обращается и дальше будет только хуже;
  • я должен любой ценой выдержать этот экзамен, мне кажется я не смогу этого сделать — у всех трех мы наблюдаем страх перед будущем. Когда в их настоящем нет того, что является образцом конструктивного решения, когда я переживаю свою тревогу и страх тем, что не сплю и принимаю успокоительные — это не конструктивное решение! И здесь опять этот хищник — страх перед будущем похищает мои возможности и чувства .

Они словно надеются и хотят того, что вдруг заранее можно будет примириться с не приятным или удастся что-то сделать, чтобы не сталкиваться с неизбежным и тяжелым. Вывод: непримиримые люди находятся в дефиците внимания и испытывают профицит страха, они пропускают свои осмысленные правильные действия в настоящем. Никто не может им вернуть из прошлого их пропущенные возможности. Когда думаешь, что настоящее какое-то другое, чем прошлое, что оно приподнимается над континуумом времени, что оно не имеет длины и пространства, тогда концентрируешься на настоящем, и примирения с прошлым или будущим и не требуется. Условия жизни можно отшлифовать и исправить только в настоящем, именно для этого мы имеем это пространство настоящего, свободное пространство, которое колеблется между прошлым, того, что уже было, и будущем, тем, что лишь будет.
Важно использовать свободу настоящего.

Необходимо суметь дать жизнь дням, проживать осознанно каждый день, когда он наполнен пестрой смесью самых разных чувств и состояний: радости, гордости, отдыха, грусти. При исключительной жизненной ситуации, которыми наполнена жизнь, в человеке должна присутствовать духовная правда, когда мы встречается с нишами свободы. Монтень говорил: " Моя жизнь была полна страшных несчастий, большинство из которых никогда не было". На мой взгляд, здесь он говорит о страхах перед будущим — соскальзывании в него.

Те люди, которые страшатся будущего, чувствуя свои несчастья, не проживают его! А лишь предчувствуют их. Их предчувствие этого, еще не случившегося и не реального, делают их несчастными в их настоящем. Сейчас нет четкой градации между депрессиями. Франкл говорит о депрессиях, когда речь шла об истощении. Я нашла причину, почему Франк называл их истощениями.

Треугольник Франкла:

Свобода воли — воля к смыслу — смысл жизни .
Стремясь к смыслу, человек становится счастливым -у него в ответ на смысл появляется позитивный отклик и чувство самоутверждения. Это создает у человека иммунитет перед страданиями, повышается способность выдерживать их, увеличивает устойчивость перед неудачей и фрустрацией! Редукция стремления к смыслу работает на пользу несчастью, если нет блокировки стремления к смыслу, то невротические процессы уменьшаются. Я хочу донести до вас эту логотерапевтическую мысль!
Депрессии и истощения: стремясь к смыслу, человек становится счастливым и одновременно сильным, способным выдерживать страдания! Не стремясь к смыслу, или имея слабую ориентацию на смысл, человек теряет способность выдерживать страдания. Очевидная связь депрессии и истощения: как потеря сил и способностей. Франкл говорит о смысловом вакууме, который делает человека несчастным, истощенным и бессильным. Сегодняшние депрессии лежат близко к тому, что из-за стресса человек попадает под депрессию, и когда говорят, что депрессии развиваются в результате стресса, то это не так! В начале любой депрессии стоит отсутствие смысла! При депрессии важно работать над смысловым содержанием и его восстановлением! Воля человека должна быть направлена им осмысленно! В депрессиях возникает потребность восстановить у человека жизненную смысловую перспективу, как это и делает логотерапия.

Люди, которые не могут примириться со своей травмой, не принимают изменившихся условий жизни — они теряют возможность сделать травму и эти новые условия своим ресурсом! Сердце такого человека оккупировано, и для смысла в нем не остается места. И тогда иммунная система этого человека перед переживанием страдания ослабевает, силы человека уходят, и он ослабляется. Люди объясняют эту слабость силой врага, ПТСР вступает в права, а они вступают в ноогенную депрессию. С такими пациентами сложно логически дискутировать и аргументировать, они становятся как бы ригидными и застывшими. Например: у меня на приеме женщина, которая жалуется на свои постоянно напряженные отношения с матерью. Она имеет хорошее образование, воспитывает одна сына, которому уже 25 лет, зарабатывает тем, что занимается переводом. И когда она ссорится с мамой, ругаясь с ней, приходит к выводу, что ей никто не нужен. Эта женщина не могла получить радость, не имея подтверждения своей правоты в споре с мамой. И на терапии со мной она хотела лишь подтверждение своей правоты и не получала этого подтверждения.

Другой пример: мужчина находился на грани развода с женой, и еще стал жертвой мошенников. В результате ему необходимо было отдать очень большой денежный долг. Ситуация того, что от него уходит близкий человек, и он не может вернуть деньги привела его к решению о самоубийстве, и его мало что удерживало в жизни. В разговоре с ним мне удалось понять его маленькую оставшуюся в жизни ценность — мы заговорили о его школьном друге, который еще в детстве и юности поддерживал его в разных ситуациях. Они давно не общались, и он не знал, как сложилась жизнь этого друга. И тогда возникший интерес к жизни друга и возобновление контакта с ним и стали мостиком к смыслу. Душевная короста этого человека опала. И тогда он смог заметить не только себя самого, что он не один стоит в своем страдании. Он чуть вышел из ситуации своего страдания, когда обратил внимание на другого человека, на другую судьбу!

Не надо концентрироваться на старом, важно концентрироваться на новом: Франкл после лагеря находился в депрессии, он много работал, принимал больных, писал книгу, затем он вновь женился, у него родилась дочь... Важно быть гибким. Исследования показывают, что если длительно концентрироваться на смартфоне — возникает привычный изгиб позвоночника, постоянное напряжение делает позу застывшей, возникают боли и деформация позвоночника усиливается. Так же и на душу — застывший смысл тоже губителен для души.

Иногда человек живет со скрытым длительным отчаянием. И порой оно может вызвать взрыв, проявляясь в неожиданный момент. Скрытое отчаяние возникает в результате непримиримости. У непримиримости всегда есть несколько участников этой непримиримости. Например, страх перед глобальным потеплением, о котором все говорят — может быть проявлением другого страха перед близостью, перед нехваткой ресурсов, дефицитами.

Примирение — это значит не забывать, не преувеличивать и не приуменьшать вредность. Речь идет о мире, о примирении. Факты жизни, которые лежат перед нами, о них важно говорить. Франкл, используя ресурс самодистанцирования, даже рассматривал свою жизнь в лагере как ученый. Речь идет о собственном уровне — соблюсти его, сохранить себя, чтобы не оказаться на одной ступени с агрессором! Ведь человек может проявлять различные стороны.

Тут уместны слова Франкла о том, что человек — это существо, которое изобрело газовые камеры Освенцима, однако человек был также и тем, кто шел в эти газовые камеры с гордо поднятой головой и молитвой! Что имели заключенные от своего такого поведения? Тот аспект удержания этого личностного уровня — ценности установки — справляться со страданием и нести свою Судьбу. Главный вопрос жизни — Как ты несешь свою судьбу? Если человек А атакует, нападает на человека В, например, его могут обвинять необоснованно в чем-то.

И тогда В начинает в свою очередь, может быть защищаясь, может быть уже испытывая иные чувства, атаковать человека А, тогда А будет уже скорее защищаться и снова атаковать В, а В снова защищается и может быть более жестко чем А. И это только вопрос времени — кто из них выйдет победителем, в этом противостоянии страдают обе стороны!

Только человек может взять ответственность за свои действия! Самооборона — может быть видом войны, но может ли самооборона вызывать мир?

Победа, побежденный и окончание спора часто не убеждает нападающего, а порой просто заставляет замолчать побежденного, но не примириться! Нельзя мир произвести с помощью насилия, даже если насилие кажется оправданным!В. Шекспир писал: " Не растапливайте печь для своих недругов слишком сильно, иначе вы сгорите в ней сами...«! Человек В ( в нашей схеме), как побежденный, может чувствовать сильную незаслуженную обиду — но ему важно соблюсти и сохранить свой личностный ценностный уровень. Может ли он в этом случае отойти в сторону? Хватит ли у него сил и духа на этот поступок?

Гражданское мужество тяжело сохранять, когда человек находит в себе силы и смысл на то, что может по-деловому подойти к противнику и конкретно что-то с ним решить. Да, это очень и очень сложно, и порой невозможно. Но — мир — это самое главное. Мы можем находиться в разных позициях, в том числе и на месте нашего противника, ведь нам не чуждо ничто человеческое! С каждым народом может произойти холокост: человек В может пожалеть человека А! Человек В может помочь А! Тот, кто держит свой ценностный уровень, тот может помочь другому подняться на этот же уровень, более высокий уровень!
Я могу привести в пример свою пациентку, чей отец — пожилой человек, который всегда просил во время ее визитов к нему, то есть в то время, когда она его навещала — потише говорить, так как именно в это время ее визитов к нему, он смотрел фильм или новости, или что-то еще, хотя она его навещала раз в неделю! И дочь (моя пациентка) всякий раз очень обижалась на поведение и просьбы отца. И уходя, она выражала протест против его просьб на «будь тише» тем, что всегда хлопала дверью! И позже, когда возвращалась к себе домой, всегда слышала на своем автоответчике голос отца, что она не воспитана.

Э. Лукас задала ей ряд вопросов: «Может ли она изменить отца? Да, она может его наказывать, тем, что хлопает дверью, но вместе с этим — может ли она проявить и выразить нему долю ее детской любви? Кем она хочет быть — добрым человеком или кем-то другим по отношению к отцу?».

В. Франкл говорил о том, что каждый наш поступок — это наша память и о нас! И в следующий раз, моя пациентка поступила по-другому: Придя к отцу, она его поцеловала и молча села рядом с ним смотреть телевизор. И тогда случилось чудо, отец вдруг сам убавил звук!!! Может быть уважительное, понимающее ценностное обращение к отцу, которое не было принуждением себя, и это есть их отношения. Она решила это сделать добровольно!" Это очень ценно, когда мир и смысл идут рядом.

Человек — это действующее существо, а не реагирующее существо. Каждый человек может совершить любой выбор. Можно целовать в лоб, и при этом не забывать ставить на стол булочки.

Смешно, но для примирения в сентябре 2014 года было открыто специальное помещение, где люди свое раздражение могли реализовывать (выражать) за 30 минут, эта услуга стоила 89 евро! Когда ты в течение получаса можешь бить посуду и прочее... Конечно, реализация раздражения через агрессию — это не логотерапевтический путь. Бить в ответ другого, на мой взгляд, не способ нахождения свободы и смысла.

Общая ответственность и свобода. Предварительная свобода рассматривается мной, как основа для любви, тот опыт, когда речь идет о благополучии ребенка избежать конфликта между отцами и детьми. Если политик живет на той территории, где живут его избиратели, то очень важно — не показывать свою власть над ними, важно — просто общаться с ними, узнавать их интересы и ценности! Важно ориентироваться на одинаковые ценности.

Обобщение: вина — это онтологическое свойство человека. Но важна сила человека к обновлению, его гибкость. Тот, кто страдает, не может впадать в депрессию. Жизнь — сама по себе это огромный подарок человеку. У него есть опыт, и он может его плодотворно реализовать и использовать. Страдания человека делают его прозревающим! На мой взгляд, он может оставаться в любви, которая помогает снизить спираль конфликта и войны. Задача человека — остаться на этом личностном и ценностном уровне и удержать себя и другого!

Сегодня в мире продолжаются войны. Война и все то, что с ней связано, должна находиться в музеях! Все войны прошлого, все это мы можем не только оплакивать, как потерю человеческих жизней, потерю этих ценностей в них, но и делать выводы!